Обязана ли коммерческая организация принимать локальные акты по предупреждению коррупции?

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008
№ 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон № 273-ФЗ) организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от их организационно-правовой формы.

С целью формирования единого подхода к этой работе Минтрудом России 08.11.2013 утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, согласно которым антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации. (п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).

Действующее законодательство не предусматривает конкретного перечня документов, содержащих меры по предупреждению и противодействию коррупции.

При разработке локальных актов по противодействию коррупции следует руководствоваться Методическими рекомендациями, в которых также установлен примерный перечень конкретных мероприятий, рекомендуемых для включения в антикоррупционную политику организации. В приведенном перечне содержатся мероприятия по разработке и внедрению положения о конфликте интересов, а также правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками.

Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).

Основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 ТК РФ. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Соответственно, в трудовом договоре также возможно закрепить обязанность работника в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указанную обязанность целесообразно закрепить в Положении о конфликте интересов.

 

Помощник Курчатовского межрайпрокурора                                     Ларина В.С.

08:15
57